Вы здесь

Обзор-тестирование Garmin Colorado 300

 

 

Сергей Смирнов (CJ)
http://neocaching.ru

сентябрь 2008 г.

О, Колорадо мое, Колорадо,
И мой верный дружок карабин!

(Виктор Баранов, "Колорадо")


В одной из лирических баллад американский фолк-певец Джон Денвер рассказывал о человеке, круто изменившем свой жизненный путь. Он бросил унылую службу и отправился в Скалистые горы, в прекрасный штат Колорадо, где обрел счастье в единении с природой. Название штата в этой песне стало синонимом ухода от душной обывательской суеты в настоящий, цветной, полный приключений мир.

 

Слева eTrex Venture Cx, справа Colorado 300

Компания Garmin определяет Colorado как универсальный GPS-навигатор. Действительно ли Garmin Colorado способен стать хорошим компаньоном и надежным проводником для путешественников с разными запросами и возможностями? Увидим ли мы соединение интересных и полезных свойств разных навигаторов предыдущих поколений?

Зададим Colorado настоящую задачу. Отправимся в горы Хамар-Дабана, поднимемся на пик Черского, совершим путешествие к затерянным в глухой сибирской тайге Соболиным озерам, прокатимся по Кругобайкальской железной дороге. Вместе с Garmin Colorado мы будем карабкаться на Красноярские столбы, спускаться в Кунгурскую ледяную пещеру, посещать музеи и выставки, менять поезда на маршрутки, а маршрутки на электрички, отыскивать и закладывать геокешерские тайники.

Статья предназначена, прежде всего, путешественникам, туристам и геокешерам. Я рассматриваю практические моменты использования GPS в походах и прогулках по природе, не углубляясь в технические детали.

Комплектация

В светло-коричневой картонной коробке обнаружились:

  • GPS-навигатор Garmin Colorado.
  • Краткое руководство пользователя.
  • CD с программой Trip&Waypoint Manager.
  • USB-кабель для подключения GPS к компьютеру.
  • Карабинчик с логотипом Garmin и стропой для крепления навигатора к поясу, куртке или лямке рюкзака.

Необычный карабин со стропой привлекает внимание, но к этой интересной новинке мы вернемся чуть позже. На коробке было указано, что в поставку входит руководство пользователя на CD, но в моей коробке я таковое не нашел.

Функциональность

В таблице приводятся основные функции навигаторов Vista HCx, Garmin 60CSx и Colorado 300.

 

  Vista HCx Garmin 60CSx Colorado 300
Размеры (длина x ширина x толщина, см) 10.7 x 5.6 x 3.0 15.5 x 6.1 x 3.3 13.9 x 6.0 x 3.5
Дисплей TFT, 256 цветов
Размеры дисплея, см 3.3 x 4.3 3.8 x 5.6 3.8 x 6.3
Разрешение дисплея, пикселы 176 x 220 160 x 240 240 x 400
Управление (кроме кнопок) Джойстик ("Rocker") Четырехпозиционая клавиша Колесико ("Rock-n-roller")
Чипсет "новый" Garmin SirfStar III "новый" Garmin
Загрузка карт поддерживается
Память карточка microSD карточка microSD внутренняя + карточка SD
Маршрутных точек 1000
Маршрутов 50
Емкость путевого журнала 10000 точек, 20 треков
Электронный компас есть
Барометрический альтиметр есть
Разъем для внешней антенны нет есть
Интерфейс для связи с компьютером USB USB и Garmin USB
Влагозащищенность IPX7
Плавает в воде нет
Элементы питания АА (2 шт.)
Время работы от батарей, ч 25 18 15
Вес (с батареями), г 156 213 206.9

(Официальные данные с сайта garmin.com).

400-е Colorado отличаются от своего "младшего брата" картами в поставке, увеличенным объемом внутренней памяти и некоторыми другими, не столь значительными деталями. Кстати, неожиданно для меня предоставленный на тестирование Colorado 300 оказался снабжен 1 Гб внутренней памяти, то есть, вдвое больше, чем ему "положено" по официальным спецификациям.

Конструкция и внешний вид

 

Управлять "рок-н-роллером" можно и одной рукой

По размерам "универсальный навигатор" – где-то между приемниками 60-й серии и eTrex. Почти всю лицевую поверхность навигатора занимает экран. В верхней части, слева и справа, осталось место для двух немаркированных функциональных кнопок (как в сотовых телефонах). Кнопки имеют гладкую поверхность, слегка утоплены в корпус, достаточно тугие, чтобы не причинять владельцу GPS неудобств случайными нажатиями.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на Garmin Colorado – оригинальное колесико из прорезиненного на ощупь материала с рифленой поверхностью. Это главный элемент управления навигатором. Производитель называет его "Rock'n'roller". Звучит по-бунтарски вызывающе. "Рок-н-роллер" смахивает на мембрану динамика. Внешнее колесико может вращаться как по часовой, так и против часовой стрелки. Средняя часть "нажимабельна" в четырех направлениях. В центре находится кнопка. "Рок-н-роллер" берет на себя управление навигатором почти полностью; функциональные кнопки играют второстепенную роль.

Пенек антенны также делает Colorado похожим на GPS 60-й серии. Но в новом приборе антенна уменьшилась, и теперь навигатор уже не смахивает на носорога. Кнопка включения/отключения расположена в верхней части прибора. Тут же, под резиновой заглушкой компактно размещены порт miniUSB и контакт для внешней антенны. Задняя часть навигатора и его боковые стороны лишены каких бы то ни было разъемов и кнопок. Покрытая прорезиненным на ощупь материалом крышка охватывает навигатор сзади и с боков. В ее центре на серебристой вставке – короткая надпись-инструкция о том, как отщелкивать/сдвигать крышку, чтобы заменить батареи и карту памяти. Эта же вставка служит крепежом для карабина со стропой. (Еще одно решение Garmin, которое, насколько я помню, раньше не применялось в навигаторах этой фирмы). Карабин легко крепится к навигатору, при необходимости его можно отцепить. Отверстий или "ушек" для крепления шнурка конструкция Garmin Colorado не предусматривает.

 

Слот SD (задняя крышка Colorado снята)

Батарейный отсек обрамлен резиновым ободком, который должен препятствовать проникновению внутрь влаги. Снизу щель для SD-карточки. Все верно: не microSD, как в более ранних моделях и в современных мобильных телефонах, а "полноформатная" SD-карточка. Добрый жест Garmin в сторону конечного пользователя: карточки SD в провинции легче найти, чем их микроаналоги. (Да и потерять SD, случайно уронив на землю, труднее, чем миниатюрную "микрокарточку"). Слот обрезинен, а значит, ваши данные не смоет дождевая вода. Черная вставка полупрозрачного темного пластика сбоку – порт обмена информацией с другим навигатором. К сожалению, связываться друг с другом умеют лишь приемники Colorado (протокол ANT). Поскольку я имел для тестирования всего один навигатор, то проверить эту возможность не мог.

Занятная история с материалами. Одни пользователи уверенно говорят, что Colorado – металлический. Другие утверждают, что пластиковый. Поработав с Colorado, я предположил, что серебристая поверхность Colorado – пластик с нанесенным на него металлическим покрытием. Отличие от обычного крашеного пластика хорошо видно по мелким царапинам, они в точности как на алюминиевом сплаве. Там же, где трение частое и сильное (под защелкой крышки) с течением времени обнажается пластик. И уж совсем неожиданностью для меня стало свидетельство владельца Colorado, который умудрился развинтить и поцарапать навигатор, чтобы докопаться до истины. Он утверждал, что лицевая часть серебристой поверхности – металл, а задняя – пластик. Интересно, в чем преимущество такого применения материалов перед целиком металлическим корпусом?

Исполнение и цвет Colorado соответствуют его имиджу и цене. Люди, выкладывающие такие деньги за GPS-навигатор, не склонны получать что-то похожее на яркую детскую игрушку. "Металлизированный" Colorado выглядит гордо, строго и куда устойчивее к царапинам (увы, частое дело в походах, особенно горных), чем крашеные поверхности (например, корпус попадавшего ко мне на тестирование ранее Garmin 76).

Итак, компания, похоже, не намерена почивать на лаврах успешной серии eTrex и продолжает эксперименты с формами. Навигатор Garmin Colorado получился весьма интересным.

Эргономика "железа"

 

Вид сзади

Если бы я делал обзор новинок рынка мобильной связи, то сказал бы, что Colorado – "мужской телефон". Он легко и удобно ложится в руку, но, пожалуй, не создан для изящных женских или детских пальчиков. Хотя привыкнуть к навигатору представительницы прекрасного пола, наверное, смогут.

Задняя-боковая крышка девственно гладкая. Она слегка выпуклая, комфортно ложится в руку, при этом не рифленая, как в серии eTrex. Нет, Colorado не выскользнет из руки даже в сырую погоду, но удобные ребра, пожалуй, можно было и оставить.

Чтобы снять крышку, нужно приподнять защелку сзади, а потом сдвинуть крышку относительно корпуса (снова вспоминаем мобильные телефоны). С защелкой все хорошо, а вот для смещения крышки придется проявить силу. Она сидит очень туго, а зацепок конструкторы не предусмотрели. Рискуя сломать ногти, приходится использовать щели между крышкой и корпусом навигатора. А если руки, как это бывает в походе, влажные или в перчатках? Это все-таки не мобильный телефон! Там снимать крышку нужно, если владельцу взбредет в голову поменять SIM-карту, а тут – всякий раз, когда нужно вставить свежие батарейки. Если в eTrex и 60-й серии задняя крышка просто ложится на корпус и прижимается к нему металлическим "ключиком", то в Colorado крышка скользящим движением "наезжает" на корпус. Чтобы снизить трение, на неофициальных сайтах о Colorado рекомендуют использовать силиконовую смазку, и я знаю, по крайней мере, двух владельцев Colorado, которые сразу после покупки своих навигаторов последовали этому совету.

Через месяц активного использования я почувствовал, что закрывание крышки требует физической силы, а открывание стало настоящим мучением. Оказалось, при закрывании крышка цепляет и вытягивает верхнюю часть резиновой обводки батарейного отсека корпуса. Это чревато потерей влагозащиты батарейного отсека. Возможно, мне просто не повезло с экземпляром Colorado, и случай единичный. Отставшую резинку нетрудно закрепить на месте с помощью клея, но... но.

 

Симпатичный карабин

Некоторые сетевые обозреватели упоминают о существенном зазоре между крышкой и корпусом Colorado. Авторы предполагают, что в зазор может со временем забиваться пыль и грязь. На мой взгляд, опасения напрасны. Крышку навигатора достаточно часто приходится снимать для замены батарей, "грязесборников" не образуется.

Конструкторы Garmin лишили Colorado крепежа для обычного шнурка. Я уже писал о подобной странности в конструкции Geko. Самый маленький и легкий навигатор во всей линейке (казалось бы, предназначенный для того, чтобы носить его на шее, как мобильный телефон) остался без простейшего "ушка" для шнурка. Та же судьба постигла "универсальный" Colorado. Почему? Страховочный шнурок – важная штука в походах, он позволяет не уронить навигатор в снег, на камни, с большой высоты. В Colorado шнурок можно прикрепить лишь к пристегиваемой стропе (карабину). По-видимому, владельцам Garmin Colorado из числа туристов следует дополнительно приобрести шнурок (сделать это можно в любом салоне мобильной связи) и прикрепить его к стропе на задней панели навигатора (не к карабину, а именно к стропе: это обеспечит более надежную страховку). И быть особо аккуратными при замене батареек, когда карабин со стропой приходится снимать, а значит, прибор остается без всякой страховки.

 

Разъемы USB и антенны

Мне понравилось, что разъемы вынесены на верхнюю часть навигатора и расположены компактно. В 60-й серии их число было избыточным, а резиновые заглушки порой мешали затолкнуть навигатор в чехол. Здесь – ничего лишнего, единственная заглушка ничему не мешает. Один из моих знакомых предположил, что Colorado не очень элегантно будет выглядеть в автомобиле (с торчащим вверху коннектором USB), но это, на мой взгляд, не столь существенно, а в пешем путешествии вообще никакой разницы, где располагается порт USB, нет.

Материал, которым покрыта антенна навигатора, схож с тем, который используется в 60-й серии, где характерно частичное "облезание" и потеря привлекательного внешнего вида. Узнать, произойдет ли то же самое с Colorado, можно только после продолжительного тестирования.

Как насчет "рок-н-роллера"? Управление GPS с помощью этого необычного устройства мне очень понравилось. С "рок-н-роллером" легко работать одним (большим) пальцем руки. Устройство удобно расположено, а его кнопки достаточно тугие (я неоднократно писал о случайных срабатываниях джойстика-"рокера" в предыдущих моделях Garmin – тут ничего подобного).

Экран

Экран Colorado больше, чем у кого-либо из его предшественников. И не просто больше, но и с высоким (относительно предыдущих моделей) разрешением 240 х 400 точек. Он удобнее при работе с картами, тут нет никаких сомнений. Особенно если учесть, что пользователь в режиме навигации на точку может убрать с экрана все поля и пояснения, оставив только карту. Цифры и значки компаса и дорожного компьютера стали крупнее, тоже хорошо.

 

Прием сигнала спутников

По-новому реализована настройка дисплея. В прежних моделях с цветным экраном можно было выбрать одну из ряда цветовых схем с эффектными "драгоценными" названиями: "Аметист", "Топаз" и т.д. В Colorado этого нет. Теперь владельцу доступны графические картинки-подложки для всех меню/экранов навигатора. Предлагается десяток предустановленных вариантов: "ржавое железо", "речная галька", "лесная чаща" и др. Темные, как декорации в фильмах Тима Бертона. У меня сложилось впечатление, что производитель сознательно дал в комплекте с навигатором такие мрачные темы, чтобы снизить энергопотребление. Да, с графическими подложками экран Colorado выглядит стильно. Но контрастность экрана, по моим ощущениям, снизилась. В темное время суток при включенной подсветке Colorado ничем не уступает другим мобильным устройствам, но при солнечном свете недостаток контрастности очевиден. Откровенно говоря, я предпочел бы "Жемчуг" с его белым фоном и черными цифрами. В инструкции к навигатору сказано, что можно загрузить свою картинку (файл .jpg). Подключаем Colorado с помощью "комплектного" USB-шнура к компьютеру и копируем файл JPEG с разрешением 240х400 в папку "Garmin\Profiles". Я подобрал изображение в светлых тонах, отключил GPS и установил свою картинку в качестве фона. "Жемчужности" добиться не удалось. Изменился лишь фон, а цифры (например, в "Дорожном компьютере") так и остались – белым по серому. Более того, заголовки полей – серые, трудночитаемые. Стремление сэкономить батареечный заряд привело к тому, что мы получили прибор с фактически ненастраиваемым и не очень контрастным дисплеем.

К навигатору много мелких вопросов по части отображения информации. Зачем производителю понадобилось лишать GPS разноцветных значков спутников и делать их одинаково серыми? Странно выглядит синий уровень принимаемого сигнала на темно-сером фоне. Если в прежних моделях можно было выбрать цвет отображаемого на экране трека, то в Colorado он всегда черный и порой смешивается с деталями карты...

Стекло дисплея Colorado (как и любого другого навигатора) подвержено микротравмам, поэтому ради сохранности внешнего вида прибора имеет смысл купить и наклеить на экран прозрачную пленку наподобие той, которая используется для защиты дисплеев КПК.

Как и в прошлых навигаторах Garmin, при выключении и включении прибора подсветка не возвращается на прежний уровень – ее снова приходится выставлять вручную. Чтобы включить подсветку и отрегулировать ее уровень, достаточно кратко нажать на кнопку включения и покрутить "рок-н-роллер". На появившемся экране можно увидеть остаток заряда батареи и "усредненный" уровень сигнала спутников (совсем как на "мобильнике"). При падении заряда батареи до двух делений уровень подсветки автоматически снижается, и с прибором становится трудно работать. Отключить эту функцию можно в настройках навигатора (пункт "Лимит подсветки").

Меню и настройки

 

Меню настроек

Интерфейс претерпел изменения. Теперь все это меньше похоже на окошки-значки Windows, а больше напоминает меню мобильных телефонов. Но программный функционал Colorado в целом такой же, как у навигаторов последнего поколения от Garmin. Есть возможность переключения между страницами: карта, компас, спутники, дорожный компьютер и др. Можно создать свой список страниц и сохранить эти настройки в отдельном профиле. Для смены страницы нажимаем правую функциональную кнопку и, вращая колесико "рок-н-роллера" влево-вправо, выбираем нужное. Если вы привыкли переключать страницы старым "кнопочным" способом,, используйте меню "Настройка – Сокращения – Параметры", и тогда листать страницы (правда, только в одну сторону) будет можно без "рок-н-роллера", с помощью правой функциональной кнопки.

Впервые в навигаторе Garmin появилась встроенная локализация. Чтобы обрести интерфейс на русском языке, не нужно "перепрошивать" прибор. Достаточно открыть соответствующее меню и выбрать из списка языков русский. Браво, Garmin! А вот качество русификации прибора в прошивке, которой был снабжен тестируемый Colorado, оставило двойственное впечатление. Большей частью перевод хорош, пункты меню и подсказки выглядят аккуратно. Но, случается, названия меню и функций отступают от правил русского языка, а порой и вовсе теряют смысл. Простое "Вкл." обернулось абстрактным "На" (буквальный перевод английского "On"), а "Battery" (что, в общем, и без перевода понятно) превратилось в необъяснимое "Отсек для". Если бы не сопутствующая картинка, вы бы ни за что не догадались, о чем идет речь. Трудно объяснить, почему фирменный перевод содержит такие огрехи. А теперь хорошие новости: файлы локализации хранятся в приемнике в папке /Garmin/text, имеют расширение .gtt, а на деле оказываются обычными текстовыми файлами в Unicode. Русификацию легко отредактировать.

При работе с навигатором обнаруживаются мелкие шероховатости. Например, отсутствует привычный "ползунок" справа, а сами меню не "закольцованы": добравшись до последнего пункта, попадаешь в тупик, и вернуться к первому пункту можно, лишь пролистав весь список в обратном направлении.

Прием сигнала и точность

На одном месте при слабом уровне спутникового сигнала

Владельцы приборов серии "H", взяв в руки Colorado, не заметят разницы в уровне приема спутникового сигнала. Навигатор хорошо ловит и удерживает спутники в местах, где "старый" чипсет Garmin терпит неудачу. Под пологом леса Venture Cx частенько издавал огорченный писк, а Colorado спокойно и уверенно "держал" спутники (хотя уровень сигнала оставался невысоким). Этот навигатор хорошо чувствует себя на заднем сиденье машины или в купе поезда у окна. При стоянии на одном месте имеется небольшое "рыскание", которое мы впервые наблюдали в навигаторах с чипсетом SirfStar3. Постоянное переопределение/уточнение координат приводит к тому, что трек прыгает и мечется. Но я никогда не уделял этому особого внимания по той причине, что "рыскание" навигатора находятся в пределах обозначенной им погрешности. На мелкомасштабной карте оно и вовсе незаметно. Туристы не должны испытывать никаких проблем с подобным поведением GPS.

А в геокешинге? Ищем тайник в густом лиственном лесу на границе Серпуховского и Ступинского районов. Геокешер приблизился к заветной точке и застыл в ожидании четкой "наводки" на тайник, но стрелочка "рыскает". В такой ситуации новичок теряет терпение и возмущенно швыряет навигатор (ладно, учитывая цену) потрясает навигатором со словами "ты, адская машинка!". Человек опытный осматривает место, используя легенду (текст), фотографии, подсказки других игроков и обычную человеческую логику. Такова обычная геокешерская тактика. Никакой навигатор не приведет вас к тайнику с нулевой погрешностью. Кроме того, автор закладки мог измерить координаты закладки с ошибкой. Ситуация, когда разность в координатах на местности достигает 20-30 метров, не такая уж редкость в геокешинге. Поэтому требовательным игрокам следует учесть, что эта игра сама по себе не предусматривает обнаружение тайника по точным координатам GPS. Для успеха нужно использовать дополнительную информацию.

Что касается навигаторов на чипсете Sirf3, то разницы в точности и уровне приема сигнала между 60CSx и Colorado я не заметил: одинаково хорошо.

Энергопотребление

 

"Дорожный компьютер". Все поля настраиваются

Традиционный "батареечный" тест я провел с использованием щелочных AA-батареек Sony Stamina, таких же, какие служили мне во время недавнего тестирования eTrex Legend HCx. Как всегда, навигатор использовался в обычном походном режиме. Мы постоянно записывали трек, на привалах листали экраны и меню, время от времени вводили путевые точки, несколько раз в день включали навигатор в режиме ориентирования на конкретную цель и не злоупотребляли использованием подсветки. До полного отключения Colorado проработал 14.5 часов – лишь немногим меньше, чем заявляет Garmin. Однако мои попытки повторить этот результат (сначала с другими батарейками, потом с Ni-MH аккумуляторами) успеха не имели. 14.5 часов оказались рекордом для Colorado. Судя по отзывам владельцев, навигатор у Garmin получился весьма "прожорливый". Предусмотрительный человек будет рассчитывать не на заявленное производителем время, а, скорее, на 8-10 часов работы навигатора "в поле" при условии использования свежих, полностью заряженных емких аккумуляторов. На фоне походных навигаторов серии eTrex результаты Colorado не впечатляют, но с 60-й серией сравнивать можно.

Карты

Я подключил Colorado к компьютеру с помощью прилагаемого USB-кабеля. Компьютер благополучно распознал навигатор. К тому времени у меня уже были установлены гарминовские драйверы для прежнего навигатора, они оказались новее, чем те, которые были на фирменном компакт-диске. Прекрасно, не будем ничего менять.

Встроенная в Colorado карта с претенциозным названием "РОССИЯ" бесполезна по причине низкой детализации. Реки отображаются пилообразными ломаными линиями, озера – многоугольниками, отметки населенных пунктов лишь приблизительно соответствуют реальности, в чем нетрудно убедиться, когда едешь по железной дороге. Дополнительных карт в поступившем на тест навигаторе не оказалось. Что ж, загрузим свои. На стареньком eTrex Venture Cx отлично работала скачанная из Интернета карта Московской области (файл .img), и я решил установить ее на Colorado.

Какой интерфейс ввода-вывода выбрать в навигаторе? Печатное руководство пользователя двусмысленно предлагает "Garmin Serial" и/или "NMEA In/Out". Любой из них при включении переводит Colorado в режим "Mass storage", в котором навигатор воспринимается компьютером, как два накопителя (внутренняя память и SD-флэшка). Какую программу использовать для "заливки" карт в навигатор? MapSource (с комплектного диска) для моей задачи не подошел. Ладно, запускаем бесплатную связку программ Img2gps + SendMap. Они видят файл .img, но не видят Colorado. Частичного успеха удалось достичь, выбрав в навигаторе интерфейс "Garmin Spanner" (не в режиме "Mass storage"). Попытка "залить" в Colorado несколько карт прошла "на ура". Впрочем, это "ура" касалось небольших карт, где были отрисованы только дорожная сеть и гидрография. Colorado отказался принять большие детализированные карты Москвы, Подмосковья и Ленинградской области. Счетчик SendMap достигал 5%... 39%... 57%... всякий раз по-новому. А потом навигатор зависал. Места на SD-карточке было достаточно. Я менял кабели USB, порты, драйверы, но это ни к чему не приводило. Пришлось пойти другим путем. В навигаторе пользовательские карты хранятся в едином файле gmapsupp.img. На компьютере программа SendMap компилирует этот файл из нескольких карт .img и позволяет вместо непосредственной "заливки" в GPS сохранить файл на диск. Так я и поступил, а потом перевел Colorado в режим "Mass storage" и заменил на SD-карточке имевшийся там файл gmapsupp.img на новосозданный. Colorado загрузился (кстати, я не заметил, чтобы Colorado сильно тормозил при загрузке, как пишут некоторые владельцы) и прекрасно отобразил все мои карты. Правда, управлять ими по отдельности оказалось нельзя. Все закачанные карты оказались "слиты" в единый пункт под названием "Maps uploaded with SendMap". Можно отключить все карты разом, но не по отдельности. Это меня огорчило: в дальних путешествиях нередко бывает, что в навигаторе закачано несколько карт, но в конкретный момент времени мы пользуемся только одной, а остальные хотелось бы отключить.

 

Идем пешком по карте

Как бы то ни было, практическую задачу заливки карт в Colorado с помощью связки Img2gps+Sendmap мы решили. Попробуем расставить все по полочкам. При подключении USB-кабеля по интерфейсам "Последовательный порт Garmin" или "Вход-выход NMEA" Colorado автоматически переходит в режим "Mass storage", а на экране появится несменяемая картинка. В этом режиме Colorado предстает в компьютере как два носителя ("диска"): один соответствует внутренней памяти Colorado, другой – вставленной в него SD-карточке. Таким образом, с Colorado можно (и нужно) работать, как с обычным накопителем: копировать, переносить и удалять файлы. При отключении USB-кабеля Colorado также выключается. Если выбрать в качестве интерфейса "Garmin Spanner", при подключении USB-кабеля появится запрос, хотите ли вы перевести навигатор в режим "Mass storage". Если ответить "Yes", вы получите то же, о чем говорилось выше. Если выбрать "No", Colorado продолжит работать в своем обычном режиме GPS-навигатора. Это единственный режим, в котором OziExplorer и SendMap "опознают" Colorado, но, как мы выяснили на примере выше, практической пользы от этого немного. При отключении USB-кабеля появится запрос, выключить навигатор или оставить его в рабочем состоянии.

Как и в других навигаторах, "заливка" новых карт уничтожает старые карты – неудобно. Чтобы добавить в навигатор новую карту, приходится "заливать" полный набор. Можно частично решить эту проблему, подготовив разные файлы gmapsupp.img. Один файл (например, с картами вашего города и окрестностей) можно разместить во внутренней памяти навигатора (в папке /Garmin), а второй (с картами региона, куда вы отправляетесь в поездку) – на SD-карточке. Colorado работает с обоими файлами одновременно, поэтому, когда "дальние" регионы на SD-карточке меняются, "домашний" регион остается в памяти прибора.

Если вам недостаточно двух комплектов карт, можете увеличить их число до четырех: кроме описанного "дальнего" региона на SD-карточке – три файла в самом приборе в папке /Garmin:

  • gmapbmap.img – предустановленная карта мира в Colorado 300.
  • gmapprom.img – предустановленная карта в моделях 400-й серии (но Colorado 300 "узнает" этот файл).
  • gmapsupp.img – "пользовательская" карта.

Создайте предварительно резервные копии этих файлов, а потом замените своими, сгенерированными, например, Sendmap (названия файлов, конечно, надо сохранить). Если вы путешествуете по России, имеет смысл оставить базовую карту в качестве "фона", а остальные три карты – по вашему усмотрению.

Управление картами в самом навигаторе отличается от более ранних моделей Garmin. Масштабирование – не кнопками, а "рок-н-роллером", и весьма удобно. Кстати, Colorado быстро "отрисовывает" карты на экране, фраза "Идет построение" не мозолит глаза. "Рок-н-роллер" отвечает и за панорамирование карты. Появилась возможность спрятать навигационные поля данных даже если в текущий момент происходит навигация на точку – таким образом, на экране остается лишь карта. А вот другие настройки (такие, как ориентация карты на север или по курсу) перенесены в отдельное меню "Карта" (среди других пунктов меню), до них стало дольше добираться.

Точки и треки

 

И на машине хорошо

Чтобы создать путевую точку, нужно нажать и некоторое время удерживать центральную кнопку "рок-н-роллера". Появляется небольшое меню: пользователь может немедленно записать в GPS точку "как есть" или внести изменения (сменить символ, название, координаты и др.). По кнопкам/пунктам меню мы "гуляем" с помощью того же колесика "рок-н-роллера". Хотим изменить название точки? Нажимаем центральную кнопку. Как в старых GPS серии eTrex и Geko, лишенных джойстиков, открывается не таблица, по которой можно "гулять" в разных направлениях, а выстроенный "в линейку" (точнее, по окружности) алфавит. Приходится крутить "рок-н-роллер" взад-вперед в поисках нужных букв. Делать это с помощью колесика не сложнее, чем щелкать кнопкой. Но времени на ввод текста уходит больше. Это отмечают многие авторы отзывов о Colorado.

Несколько досадных мелочей. Ввести название точки можно лишь на том языке, который в данный момент установлен для интерфейса навигатора. То же касается поиска, и это уже совсем нехорошо, если ваш навигатор "разговаривает" по-русски, а точки названы по-английски. Быстрое переключение между русским и английским языками не предусмотрено. При изменении GPS-координат они отображаются в маленьком окошке, их можно просматривать, только прокручивая цифры взад-вперед.

Чтобы изменить точку, можно выбрать ее стрелочкой и нажать на левую функциональную кнопку. В меню появится соответствующий пункт. Если вы хотите удалить точку, нужно нажать ту же кнопку еще раз и выбрать "Удалить марш.точку". Работает и функция проекции точки (создания новой точки от имеющейся по известным азимуту и расстоянию).

Отправляясь в путешествие, владелец GPS наверняка хочет закачать в навигатор точки GPS района, если они есть у него под рукой. Для Хамар-Дабана, куда лежал наш путь, в Интернете нашлись весьма ценные файлы .wpt. Их оказалось нетрудно загрузить в Colorado с помощью Mapsource. Также мне удавалось добиться результата, экспортируя файл с точками из .wpt в .gpx с помощью OziExplorer, а потом записывая на Colorado как обычный носитель в "Проводнике" Windows (когда будете повторять этот шаг, убедитесь, что в заголовке копируемого файла .gpx указана кодировка UTF-8, а не ISO-8859-1, иначе рискуете увидеть абракадабру в русских названиях точек и комментариях к ним). К сожалению, OziExplorer, очень популярная среди туристов и геокешеров программа, отказалась работать с Colorado напрямую при подключении комплектным USB-кабелем. Я попробовал (почти наугад) установить скачанную с garmin.com программу "Garmin Spanner", она успешно запустилась, но Ozi совсем "потерял из виду" Colorado.

Что касается треков, то мне в туризме и геокешинге приходилось прибегать к ним только для поиска оброненных по пути предметов, в разведках и на особо трудных участках, где выбор пути не очевиден. Работа с треками в предыдущих навигаторах была организована интуитивно и понятно. Пользователь мог сохранить трек, переименовать его, вывести на карту, изменить цвет, наконец, просто удалить. В Colorado подкупает возможность работать с навигатором как с носителем, когда он подключен к компьютеру. Текущий трек и точки находятся в файле \Garmin\GPX\Current\current.gpx, сохраненные треки в \Garmin\GPX, архивированные в \Garmin\GPX\Archive. Но мы обычно не берем компьютер в поход. Трек можно сохранить только в память навигатора (не на SD-карточку), сохраненные вручную треки можно удалить только с подключением к компьютеру, нельзя посмотреть (в навигаторе), насколько заполнена память, наконец, в той версии прошивки, которой обладал мой испытуемый, нет функции Trackback (но, говорят, появилась в более свежих версиях). Пожалуй, многовато недостатков даже для такой малоиспользуемой мной функции.

 

Купание Colorado

Влагозащита

Для туриста очень важно, чтобы навигатор был защищен от воды. Не станет же владелец убирать драгоценный прибор в рюкзак всякий раз, как начинается дождь! Участок высокого кустарника после дождя или густой, насыщенный влагой туман, да просто случайно уронили в лужу или ручей – вот примеры, когда от навигатора требуется водостойкость. Гарминовские навигаторы традиционно соответствуют стандарту IPX7. Это значит, что прибор способен без ущерба для себя провести под водой полчаса на глубине 1 м. Про Colorado первых выпусков ходили тревожные слухи, будто навигаторы банально "текли", и в первую очередь страдал SD-слот. Насколько верны эти данные?

В конце "тестового периода" я решился на водные процедуры. Мы отказались от "лабораторных" условий и погрузили Colorado в настоящий лесной ручей. Добрых пять минут мы окунали включенный Colorado на разную глубину, болтали им в воде, словом, очень старались, чтобы навигатор дал течь. И потерпели неудачу. Colorado оказался равнодушен к нашим потугам и по-прежнему невозмутимо отображал карту Подмосковья.

Прочее

Выбор профиля

В Colorado появились привычные многим владельцам мобильных телефонов "профили". Каждому профилю соответствует свой набор настроек навигатора. Профили можно редактировать и удалять, а можно и добавлять свои. Удобно.

Встроенный компас практически такой же, как в Garmin 60CSx. Можно отключить компас или перевести его в автоматический режим (тогда компас будет включаться при скорости ниже 16 км/ч). Подробно описывать компас и альтиметр я не стану, так как эти функции достаточно полно разобраны в опубликованных ранее статьях о навигаторах Garmin.

Кнопка "тоны" в меню навигатора включает/отключает одновременно все звуки. Если я хочу, чтобы мой навигатор, как его предшественники, "подавал голос" при потере сигнала спутников (а он его все-таки иногда теряет), приходится включать эту функцию в меню и слушать постоянные щелчки в работе. Кому как, а мне это не по душе. Тем более, что громкость щелчков нигде не настраивается.

В треке сохраняется информация о координатах, высоте, времени, температуре. На экране можно отобразить только текущий трек (черным цветом) и один из сохраненных ранее (малиновым). Для подключения ранее сохраненного трека нужно зайти в меню "Куда – Треки", выбрать нужный трек из списка, и в "Параметрах" – "Показать на карте". Трек автоматически архивируется по заполнении в 5000 точек и складывается в папку \Garmin\GPX\Archive. Когда число таких архивов достигает 20, они перезаписываются.

Colorado позволяет просматривать изображения в формате JPEG (как с карточки SD, так и из памяти прибора). Доступны функции перехода от одного изображения к следующему и зумирования (увеличения/уменьшения) картинки. Правда, мне не пришло в голову, зачем показ картинок может быть полезен в GPS-навигаторе.

Есть температурный датчик, но отображаемая им "температура за бортом" всегда оказывалась завышенной. Colorado измеряет температуру где-то внутри себя.

 

Крепление шнурка вместо карабина

Упразднили настраиваемую приветственную страницу, а жаль. Я выводил там свои контактные данные на случай, если навигатор потеряется и его кто-нибудь найдет. В Colorado этого нет. Владельцы Colorado выходят из положения следующим образом: обрабатывают фоновое изображение в графическом редакторе, добавляя туда краткую информацию о себе.

В англоязычных статьях о Colorado вы можете прочесть многое о его "геокешерских" возможностях. Например, тайники "не занимают" маршрутные точки: последних в навигаторе всего 1000, а тайников можно залить аж 2000 штук. Но все это (и многое другое) относится к тайникам американского сайта geocaching.com. Подавляющее большинство тайников России и ближайшего зарубежья размещается на geocaching.ru. Этот сайт имеет собственную администрацию, базу тайников и программную "начинку". Российские геокешеры загружают координаты закладок в GPS как обычные точки .wpt. Поэтому в этой статье я опускаю рассказ о "геокешерских возможностях" Colorado.

Как уже говорилось, по умолчанию подключенный к компьютеру Colorado выглядит, как обычный носитель данных. "Системные" файлы не защищены. Поэтому я рекомендую пользователю, подключившему этот навигатор к своему компьютеру, первым делом скопировать всю информацию в надежное место (создать резервную копию). И не стоит экспериментировать с форматированием внутренней памяти GPS.

Выводы

Компания Garmin предложила интересный и неоднозначный навигатор. Ощущается стремление придать новинке черты КПК и мобильного телефона (большой экран, функциональные кнопки, графические фоны-подложки, профили, беспроводная связь и т.д.). В Интернете много отзывов о Colorado – от восхищенных рукоплесканий до глубокого разочарования. Сравнивая плюсы и минусы этого навигатора, я постарался избежать оценок типа "крепкий корпус", "чувствительный приемник" и "надежная влагозащита".

 

Garmin Colorado 300 на пике Черского (хребет Хамар-Дабан)

Плюсы:

  • Большой экран с высоким разрешением.
  • Стильный внешний вид (включая карабинчик и меню с графическими подложками).
  • Удобное управление с помощью нового "рок-н-роллера".
  • "Встроенная" русификация.
  • Большой объем внутренней памяти + поддержка карточек SD.
  • Возможность беспроводной связи с другим Colorado.
  • Гибкость при обмене данными с компьютером в режиме накопителя.

Минусы:

  • Сравнительно высокая цена.
  • Малое время работы от батарей.
  • Не лучшая читаемость дисплея при ярком освещении.
  • Проблемы в работе с популярными программами обработки GPS-данных.
  • Некоторая "усеченность" в функциональности.
  • Ошибки в русификации.
  • Трудноcти со снятием крышки батарейного отсека.
  • Нет крепления для шнурка на самом GPS.
  • Малоинформативное руководство пользователя.

Некоторые огрехи Colorado предприимчивый владелец может попробовать исправить своими руками, как об этом рассказывается выше (использование только самых свежих прошивок, подбор наилучших источников питания, смазка для задней крышки, самостоятельная русификация и т.п.)

Где-то здесь тайник... (играем в геокешинг с Garmin Colorado)

Я не упомянул некоторые важные моменты, например, возможности Colorado как автомобильного навигатора, где прослеживается явное родство уже не с портативными GPS, а с приборами типа Nuvi. Статья написана, главным образом, для тех, кто ходит с навигатором в руках, а не ездит на машине. Если вы автолюбитель и хотите приобрести GPS, чтобы укрепить его под лобовым стеклом и больше не трогать, обратите внимание на другие обзоры этого прибора.

Garmin Colorado, вероятно, понравится неискушенному в практической GPS-навигации человеку. Меню логичны, управление легкое ("рок-н-роллер" очень радует, кроме, может быть, ввода текста), прием спутников отличный, удобно лежит в руке, крепкий корпус, имеются все основные функции плюс немало дополнительных. Ляпы, в основном, программные, есть шанс, что производитель исправит их в новых прошивках. Colorado – неплохой выбор для человека, который еще не вполне определился, какие возможности навигатора ему больше нужны, а какие меньше, где он будет чаще использовать умный приборчик – в лесных прогулках или в автомобильных поездках. Пользователь-новичок скорее воспримет компромиссы Colorado как шаг в его, пользователя, сторону. Об этом свидетельствуют многие отзывы довольных владельцев Colorado. За свои деньги они получили современный, хорошо "упакованный" навигатор.

Опытный, придирчивый пользователь GPS, который подыскивает варианты замены своему морально устаревшему приемнику, может испытать огорчение от "универсальности" Colorado. Обычно мы стараемся покупать устройство, которое ни в чем не уступает предыдущему и даже обгоняет его по удобству и функциональности. В отношении Colorado это однозначно не скажешь. Владельцам 60-й серии я бы не рекомендовал торопиться со сменой своих заслуженных помощников на Colorado. Что касается сложных, многодневных путешествий в дальние районы, то навигаторы серии eTrex H, пожалуй, на сегодняшний день остаются лучшим выбором.

Впрочем, мы еще посмотрим на новую модель Garmin Oregon.


Автор выражает признательность компании Navicom (российскому дистрибьютору Garmin) за предоставленный навигатор Colorado 300. Я благодарю Андрея Щербакова ("Canep"), Павла Елагина ("Palmman"), Евгения Муханова ("Сусанин") и Алексея Хрусталева ("svintuss") за помощь в подготовке материала.

Перепечатка этой статьи допускается только с разрешения автора, с указанием авторства и адреса e-mail и без изменений в тексте. (Файлы статьи в архиве zip).