Вы здесь

GPS-навигаторы Garmin начального уровня в туризме и геокэшинге

 

Сергей Смирнов (CJ)
http://neocaching.ru

октябрь 2006 г.

При выборе GPS-навигатора лучше двигаться "от простого к сложному", соизмерять свои потребности с тем, что предлагает конкретная модель. Для многих задач вполне достаточно базовых функций. Любите ходить в лес по грибы? Хотите без лишних плутаний возвращаться к машине? Подойдет самый простой навигатор, а без цветного экрана за 500 долларов можно и обойтись. Ваши маршруты проходят по лесам и полям Тверской области? Тогда вряд ли стоит переплачивать за барометрический альтиметр.

 

Слева направо: GPS 76, КПК c GPS-модулем на карте Compact Flash, eTrex, Geko 201

Не станем задерживаться на вопросах о том, как действует GPS-навигатор (парни, которые пишут инструкции, тоже должны зарабатывать себе на хлеб). Советую также прочитать мою статью "Использование GPS в походе". А сегодня у нас в руках три модели навигаторов "начального уровня" от компании Garmin. Давайте взглянем на них:

  • eTrex – "ветеран", известный в обиходе как "желтый eTrex",
  • Geko 201 в миниатюрном ярком корпусе с зеленым гекконом на передней панели,
  • GPS 76, на коробке с которым гордо написано, что это "морской навигатор".

За годы жизни Garmin eTrex стал самым узнаваемым GPS-навигатором, обрел множество хозяев среди туристов и геокэшеров. Geko 201 отличается от него, в первую очередь, уменьшенными размерами и весом. (Я не рассматриваю здесь Geko 101: его нельзя подключить к компьютеру, а такая возможность, на мой взгляд, обязана быть "по умолчанию" в любом, даже самом простом навигаторе). Цена обоих приборов не превышает $200. Что касается GPS 76, то, признаюсь, я вначале хотел тестировать GPS 72 (цена немного выше $200), но его не оказалось под рукой. GPS 76 отличается от "младшего брата" более высоким разрешением экрана, наличием гнезда для подключения внешней антенны и цветом корпуса (GPS 72 – черный, GPS 76 – небесно-голубой). Кроме того, в комплект поставки GPS 76 входит кабель для подключения к компьютеру (для GPS 72 кабель надо покупать отдельно). Как видите, различия не касаются основных функций, поэтому можно считать, что результаты нашего маленького исследования применимы и к GPS 72.

 

eTrex

Geko 201

GPS 72

GPS 76

Путевые точки

500

500

500

500

Емкость путевого журнала

10000 точек [1]

10000 точек

2048 точек

2048 точек

Маршруты

20 маршрутов до 124 точки в каждом [2]

20 маршрутов до 125 точек в каждом

50 маршрутов до 50 точек в каждом

50 маршрутов до 50 точек в каждом

Подключение к компьютеру

плоский контактный разъем

плоский контактный разъем

круглый контактный разъем

круглый контактный разъем

Подключение внешней антенны

нет

нет

нет

да

Размеры
(В х Д х Ш), см

11,2 х 5,1 х 3,0

9,9 x 4,8 x 2,4

15,7 x 6,9 x 3,0

15,7 x 6,9 x 3,0

Вес (с батареями), г

150

88

225

225

Экран

5,4 х 2,7 см

128 х 64 точек

4 градации серого

2,4 х 3,8 см

64 х 100 точек

монохромный

4,1 х 5,6 см

160 x 120 точек

4 градации серого

4,1 х 5,6 см

240 x 180 точек

4 градации серого

Питание

2 x AA

2 x AAA

2 x AA

2 x AA

Время автономной работы, ч [3]

22

12

16

16

[1] Данные для третьей версии прошивки. В предыдущей, второй версии – 1536 точек
[2] Данные для третьей версии прошивки. В предыдущей, второй версии – 1 маршрут до 50 точек.
[3] По данным производителя.

Комплект поставки

 

Комплект поставки GPS 76

При покупке модели из нижнего ценового диапазона владельцу нечего рассчитывать на богатую комплектацию. Это правило справедливо и для навигаторов Garmin. Открыв коробку с Geko 201, мы обнаруживаем спартанский набор: сам навигатор, буклет "быстрый старт" и руководство пользователя. Попытка вытряхнуть прибор из коробки удивила: Geko оказался привинченным к подложке из твердого картона. "Странно, – сказал я себе, разбираясь с крохотным винтиком на задней крышке прибора. – Для чего бы это?". Поставка eTrex включает длинный шнурок для ношения на шее (уже приятно). А вот отсутствие в комплекте кабеля для подключения к компьютеру – классический пример экономии на важном. Туристу и геокэшеру нередко приходится загружать (и выгружать) точки десятками, а то и сотнями – например, если владелец GPS планирует маршрут в горах и располагает несколькими отчетами о походах других групп, содержащими, помимо прочего, точки GPS. Хочешь, не хочешь, а надо закладывать в бюджет покупку кабеля (около $30 "родной" от Garmin, около $20 российский "noname") или, как делают многие, спаять его самостоятельно (не так сложно, как может показаться).

В комплект навигаторов 70-й серии входит короткий "барсеточный" шнурок-петля для ношения на запястье. Он приличествует отцу семейства, который выехал с женой и детьми на экскурсию в подмосковную усадьбу и желает с полной респектабельностью взять несложный пошаговый тайник. Но в активных пеших маршрутах и в "лесном" геокэшинге это, скорее, бесполезная вещь. GPS там нужен эпизодически, руки лучше держать свободными.

При покупке навигатора Garmin обратите, какую модель вам продают: русифицированную или нет. Мне достались русифицированные Geko 201 и GPS 76, спасибо компании Navicom. Качество перевода на высоте, ошибок почти нет.

Цвет

"Каждый охотник желает знать". Канареечно-желтый eTrex вызывает у вас критический хмык? Значит, вы не турист. Любому, кто хотя бы пару раз оставлял навигатор на камне или в траве, известно, что яркий цвет – дополнительная гарантия от потери прибора. Обратите внимание на снаряжение туристов-"горников" и альпинистов: оно, как правило, ярких расцветок. Веревки, палатки, а часто и рюкзаки – желтые, красные, оранжевые. Поэтому желтый цвет eTrex и неоново-зеленый Geko 201 – оптимальное решение для тех, кто ходит по лесам и горам. Garmin'ы 70-й серии яркостью не отличаются. Почему? Имидж более серьезного прибора? Суровые наследственные черты GPS 12?

Конструктивные особенности, эргономика

Первое, что бросается в глаза, глядя на сравнительную фотографию – разные габариты наших испытуемых. Geko 201 не только по размерам, но и по весу напоминает сотовый телефон. Миниатюрной женщине и ребенку этот вариант, несомненно, понравится больше других. Etrex – среднего размера, ложится в руку, как влитой. GPS 76 великоват: при нажатии кнопок большим пальцем кончики остальных дотягиваются до боковой стороны прибора, но и только. У меня довольно длинная кисть, но ухватить навигатор покрепче не удается. Впрочем, говорят, это дело привычки. Владелец GPS 72, с которым я разговаривал, клялся, что никаких проблем с размерами не испытывает. "Все важные кнопки справа", – уверял он.

 

Боковая сторона eTrex

Прорезиненные боковины у навигаторов очень удобны: прибор не выскальзывает из руки. Отмечу, правда, что года через три активного использования eTrex в разных широтах и при разной погоде эта резиновая полоска отслоилась от пластикового корпуса, но я посадил ее на клей, и навигатор вернулся к своему первоначальному виду. Как показывает опыт, эта проблема встречается у старых Garmin eTrex. Есть ли она у навигаторов серий Geko и 70, можно узнать только спустя годы суровых испытаний.

Поясняющие надписи у eTrex вдавлены в резиновое покрытие по бокам навигатора. За четыре года владения прибором все надписи по-прежнему четкие, за исключением тех, что нанесены непосредственно на резиновые кнопки "Вверх" и "Вниз": эти изрядно потерты. Рассмотреть обозначения на резиновых кнопках в сумерки очень трудно. У Geko 201 и GPS 72/76 надписи выполнены белым цветом прямо на кнопках. Видны, конечно, лучше. Но ведь известно, что при частом использовании сотового телефона надписи потихоньку стираются и загрязняются. А тут как? "Нет проблем, все отлично читается!" – заверили меня владельцы Geko и GPS 72. Что ж, молодец, Garmin. Впрочем, для GPS-навигаторов надписи на кнопках не самое главное. Владелец довольно быстро привыкает к назначению кнопок и пользуется ими "по памяти". Это несложно, так как кнопок мало (по пять у eTrex и Geko 201, по восемь – у GPS 72 и 76).

 

Кнопки GPS 76 (в центре – джойстик)

Туристы особенно ценят возможность работы с прибором одной рукой (другая рука удерживает альпеншток, ледоруб или, скажем, лыжные палки). У Geko 201 и GPS 76 кнопки располагаются на лицевой панели над экраном. Нажимать их проще всего большим пальцем руки, но при этом палец закрывает часть экрана. У eTrex кнопки находятся на боковых частях навигатора, и пальцы при работе с прибором не закрывают экран. Это обстоятельство плюс оптимально подобранные размеры делают нашего ветерана главным претендентом на победу в номинации "Удобство пользования". Владельцы Geko 201 уверяют, что к размерам своих любимцев привыкли, управление удобное, а миниатюрность кнопок радует, но в походных условиях, на мой взгляд, сравнение все-таки не в пользу "геккона".

Впрочем, не перехваливаю ли я старичка eTrex? Взять хотя бы джойстик в навигаторах GPS 70-й серии. Управляться с ним поначалу непривычно, но понемногу начинаешь ценить преимущество работы с Windows-образной стрелочкой на экране Garmin'а. Например, чтобы выбрать точку из тех, которые отображаются на экране прибора, достаточно подвести к ней стрелочку, а в eTrex и Geko приходится лезть в меню. Но почему производитель, сказав "А", не сказал "Б"? Вводить название для новой точки в GPS 76 при наличии джойстика было бы куда удобнее, если бы буквы (значки) располагались в таблице, по которой можно перемещаться взад-вперед и влево-вправо. Крупный экран GPS 76 это, вроде бы, позволяет. Но нет – здесь, как и в eTrex и Geko, лишь список, который приходится нудно проматывать вверх-вниз. Рядом с крошечными значками – довольно внушительных размеров надписи, настолько крупные, что иные не помещаются на экран. (Больше всего мне понравились значки морской тематики, например, "Человек за бортом").

 

Задние крышки GPS 76 и eTrex надежно фиксируются с помощью длинного металлического "ключа"
У Geko 201 крышка на защелке

Доступ к батарейному отсеку в eTrex и GPS 76 реализован одинаково удобно: нужно повернуть небольшой металлический "ключик" на задней крышке прибора и снять ее. В Geko 201 реализован другой принцип крепления крышки: она держится на металлической защелке, которую нужно слегка отогнуть. Мои попытки сделать это ногтем в конце концов увенчались успехом. Но сложилось впечатление, что для доступа к батарейному отсеку владельцу Geko 201 удобнее пользоваться ножом или каким-то другим подручным инструментом, а это может привести к появлению царапин на корпусе навигатора. Во всех трех моделях крышка отделяется от корпуса полностью, что можно считать, скорее, недостатком: снятую крышку проще потерять. Например, производители цифровых видеокамер давно предусмотрели этот риск: все крышечки, которые могут отвалиться и пропасть в густой траве (в снегу, в воде) соединены с корпусом камеры или резиновыми "ножками", или ремешками-ниточками.

По необъяснимой причине создатели eTrex выпустили бытовой прибор, в котором гнезда для размещения батарей имеют контакты, отличающиеся от всех других бытовых приборов. Как известно, минусу обычно соответствует пружинный контакт, а плюсу – металлическая площадка. Это помогает визуально соблюдать полярность при установке и замене батарей. В eTrex одна батарея устанавливается к пружине минусом, другая – плюсом. Чтобы не стать жертвой этой хитрости, владельцу прибора нужно следовать картинкам, наклеенным на задней стенке "посадочных мест" для батарей. Хорошо, что картинки большие и четкие. В Geko 201 все контактные площадки одинаковые, а маркировку "+" и "–" при плохом освещении трудно разглядеть. В GPS 76 маркировка такая же, как в Geko 201, но с контактными площадками все нормально – они соответствуют традициям, и батареи можно устанавливать даже на ощупь.

Современные мобильные телефоны и MP3-плееры выпускаются с тем расчетом, чтобы хозяин или хозяйка могли носить устройство на шее. Для туристов, геокэшеров и вообще людей, отправляющихся на загородную прогулку в лес, это важно. Длинный ремешок удобно использовать как страховку: надев его на шею, владелец может быть уверен, что случайно выроненный Garmin не упадет на камни или в снег. Он просто повиснет на ремешке. В eTrex и GPS 72/76 для этого предусмотрено удобное и простое ушко. В поставку eTrex, как я уже говорил, входит длинный шнурок, а к прибору 70-й серии придется купить ремешок – годится любой вариант из салона сотовой связи. При тестировании GPS 76 я использовал ремешок, прилагавшийся к USB-"флэшке".

 

Geko 201: вот он, этот маленький винтик

Как насчет Geko 201? Казалось бы, миниатюрный прибор из-за своих размеров больше других подходит для ношения на шее, но не тут-то было. Отсутствие у Geko 201 такого простого и дешевого элемента, как ушко для ремешка, вызывает недоумение. Тут-то мы и вспомним о маленьком винтике на задней стенке Geko 201. Вот для чего это приспособление! Garmin предлагает купить к навигатору специальный ремешок с креплением, но беглый просмотр сайтов российских продавцов GPS-оборудования показал, что найти его не так-то легко. Приобретаемые отдельно простые ремешки вряд ли удастся надежно прикрепить к маленькому винтику Geko 201. А уж о том, как легко теряются такие крохотули, не стоит и говорить. "Да он же стандартный!" – воскликнул один из моих собеседников. Как бы не так. Из всего многообразия винтиков, имевшихся в моем распоряжении, от древних пишущих машинок до современных серверов, по резьбе к Geko 201 подошла только ножка для крепления старой материнской платы. В общем, э-э-э... не теряйте винтик.

 

Оптимальное походное крепление eTrex (в чехле на лямке рюкзака)

Ну и, конечно, надо покупать чехол. (В поставке любого GPS-навигатора от Garmin чехол отсутствует). Для Geko этот вопрос решается просто: прибор такой маленький, что к нему можно не покупать фирменный чехол ($16), а подобрать подходящий от мобильного телефона. Я взял первый попавшийся, предназначенный для Alcatel 535. Заодно решилась проблема крепления шнурка для переноски на шее (мы прицепили его к чехлу). Правда, немного смущало отверстие в пластике лицевой части чехла, предназначенное для джойстика. Но наверняка можно подобрать более удачный вариант (знакомые туристы использовали чехлы для телефонов Siemens, Philips, SonyEricsson). А можно носить GPS в поясной сумочке или кобуре для того же мобильного телефона. Цена вопроса, таким образом, опускается до 150-300 рублей. Не так просто с eTrex, который по размерам превосходит продаваемые ныне телефоны. В магазинчике в переходе метро я купил маленькую авизентовую сумочку. Это обошлось дороже, чем простой пластиковый чехол, зато была обретена возможность легко прикрепить навигатор к лямке рюкзака – оптимальное место для его размещения на маршруте. А вот GPS 76 заставил меня поломать голову: из-за своих размеров он не только не влезал в доступные нам чехлы, но и создавал неудобства при креплении к лямке рюкзака. Чехлы для GPS 76 продаются в магазинах по той же цене, что и чехлы для Geko, так что можно приобрести его без хлопот; но покупать чехол для прибора, который находился на тестировании, не хотелось. Как выяснилось, владельцы нередко шьют свои собственные чехлы. А нам пришлось носить 76-й просто на шейном ремешке. Увы, на каменистых участках подъема это чревато царапинами на корпусе, и они не замедлили появиться. Красивая светло-голубая краска в месте царапин слетела. Если бы мы подвергли GPS 76 более суровым испытаниям, он, несомненно, скоро приобрел бы довольно обшарпанный вид. На корпусах eTrex, Geko и GPS 72, не крашеных поверх пластика, мелкие царапины практически незаметны.

 

Контакты для компьютерного кабеля (eTrex и GPS 76)

Подключение к компьютеру предусмотрено у всех трех приборов. У Geko 201 и eTrex оно одинаковое – четырехконтактная плоская площадка; у GPS 70-й серии – четырехконтактная круглая площадка. С чем связано использование разной формы контактов? Garmin утверждает, что новое крепление – более надежное, но гм, гм... не знаю. Еще один вопрос, который я задаю себе в связи с компьютерным интерфейсом компании Garmin – это причина, по которой фирма предлагает покупателям GPS-навигаторов использовать последовательный (COM) порт компьютера. Да, когда-то COM-порт был естественным способом подключения периферийных устройств типа модема и мыши. Но сегодня купить в компьютерном магазине мышь, рассчитанную на COM-порт, почти невозможно. Победу одержало подключение по USB. Современный компьютер позволяет подключить к компьютеру по USB до восьми устройств, и этим никого не удивишь. А что же старый добрый последовательный интерфейс с девятью контактами? На большинстве материнских плат сегодня можно встретить только один COM-порт, а многие новые модели ноутбуков его и вовсе лишены. Более дорогие навигаторы Garmin (например, eTrex Vista Cx, 60-я серия) уже подключаются к компьютеру по USB, но для приборов начального уровня фирма остается верна старому стандарту.

Экран

Качество изображения на экранах (правильнее называть их экранчиками) GPS-навигаторов не вызывает нареканий. Все изображения и линии четкие, хорошо читаемые. Подсветка включается одним коротким нажатием и отключится сама, если вы забыли это сделать (время автоматического отключения подсветки можно настроить в меню). Наличие хорошей подсветки очень важно для туризма и геокэшинга, особенно в осеннюю и зимнюю пору, когда световой день короткий, и поиски нужной точки нередко заканчиваются в сумерках, а то и в темноте. Напротив, на ярком солнце изображение тоже читается хорошо (слабое место большинства мобильных телефонов с цветным дисплеем). При желании можно увеличить или уменьшить контрастность.

Я задавал владельцам Geko 201 вопрос: не является ли маленький размер экрана помехой при визуальном ориентировании в режиме "Карта"? "Ну, это плата за миниатюрность, – отвечали мне. – Да и к такому экрану можно привыкнуть". Если честно, я тоже не испытал проблем. Четкого, контрастного зкранчика Geko вполне достаточно для всей информации, которую я привык видеть на eTrex. Большой дисплей 70-й серии вызывает уважение, но, с другой стороны, именно он является причиной внушительных габаритов.

На карте у GPS 76 самый крупный масштаб – 5 метров, у Geko 201 – 12 метров, а у eTrex – 50 метров. Это важно? В туризме – нет, а в геокэшинге такие масштабы могут иметь значение при поиске тайников без четких словесных ориентиров.

Подвигайте с помощью джойстика Windows'овской стрелочку по экрану GPS 76, и вы обнаружите, что умеете измерять расстояние между двумя точками. Будучи владельцем eTrex, я не раз сожалел об отсутствии подобной возможности.

Ну и, конечно, отсутствие прокрутки экрана в режиме "Карта" в eTrex и особенно в маленьком Geko – ощутимый недостаток. Если вы наставили точек в окрестностях, то мелкомасштабная карта на маленьких экранчиках превращается в мешанину букв и значков; она не сдвигается ни в какую сторону; ее можно только сделать крупнее.

Три мудреца в одном тазу

 

Слева направо: Geko 201 тонет, GPS 76 плавает, а eTrex плавает, но без батареек

Все навигаторы, как утверждает фирма-производитель, хорошо защищены от воды (соответствуют спецификации IPX7). Сомневаться в этом мне ни разу не приходилось. Журналистские обзоры GPS-навигаторов снабжаются эффектными фотографиями прибора, погруженного в чашку с кофе или в кружку с пивом. К счастью (или к несчастью – кому как), в геокэшинге, пешем и горном туризме такие погружения не случаются. Вообще, Garmin'ы защищены от воды, но не предназначены для купания, тем более длительного. Есть лишь риск попасть с прибором под дождь или случайно уронить его в лужу (ручей).

Сказано – сделано. Уроним все три прибора (с батарейками, конечно) в условную лужу и посмотрим, что из этого выйдет.

Garmin не обманул: 76-й навигатор гордо закачался на поверхности, как спасательный плот. Это свойство, на мой взгляд, должно поднять его статус в глазах водных туристов: если вы случайно выроните дорогой и любимый прибор, он не уйдет камнем на дно. Etrex и Geko пытались справиться со стихией, но тяжелые батарейки сыграли роль балласта: приборы утонули. Впрочем, производитель и не обещал, что эти модели будут плавать. Через минуту (достаточно, чтобы на маршруте обнаружить потерю навигатора) все три прибора были вытащены из воды. Они по-прежнему работали. Батарейный отсек GPS 76 оказался совершенно сухим. В eTrex немного влаги попало под резинки, обжимающие батарейный отсек по периметру, но внутри тоже было сухо. Батарейный отсек Geko 201 наполнился водой.

Внимательно рассмотрев приборы, можно дать ответ на вопрос "почему". Во всех трех навигаторах задние крышки снабжены резиновыми прокладками. Но в GPS 76 и eTrex батарейный отсек дополнительно окружен пластиковыми бортиками. Они служат "посадочным местом" для крышки, которая снабжена "встречными" бортиками. Плотное прилегание пластиковых бортиков друг к другу, очевидно, обеспечивает дополнительную водозащиту. В Geko 201 никаких бортиков нет, и защиту от влаги дает лишь тоненькая прокладка резины по периметру задней крышки. Полагаю, что дело именно в этом, хотя не исключено, что свою роль сыграл и менее совершенный механизм фиксации задней крышки. Что касается влаги, попавшей под резиновую прокладку eTrex, то это, вероятно, можно объяснить долгой эксплуатацией прибора.

Полевые испытания

 

Геокэшинг: игра в "поиск сокровищ" при помощи GPS

Интересно посмотреть, как ведут себя наши герои на свежем воздухе, как они справляются с реальными задачами.

Я организовал пять тестовых геокэшерских выездов в Подмосковье. Первый прошел на пошаговом тайнике в Ступинском районе. Протяженность трассы составила примерно 10 километров по густому лиственному лесу. Почти весь маршрут представлял собой движение по старым заросшим просекам со скоростью около 5 км/ч с редкими остановками. Второй раз мы закладывали тайник в Талдомском районе на границе с Тверской областью. Сначала нас радовал густой, труднопроходимый лиственный лес, но после мы компенсировали потерю времени быстрым темпом по дорогам через поля и луга (примерно 15 километров). В третий раз закладка тайника состоялась в Подольском районе на территории заброшенного пионерского лагеря и в его окрестностях – в смешанном лесу. Здесь мы ориентировались уже не на линейном маршруте, а на площади около пяти квадратных километров. В четвертый раз навигаторы сопровождали нас под Волоколамск – мы осматривали старинную дворянскую усадьбу, парк, церковь и каскад прудов. Помимо экскурсии по архитектурным и природным памятникам мы совершили небольшую прогулку в густом смешанном лесу и проинспектировали заложенный там два года назад пошаговый тайник. Пятая поездка преставляла собой разведку в густом лесу, где специфика создаваемого тайника требовала особой точности.

Все три прибора работали на щелочных батареях, режим приема в настройках был установлен в положение "Нормально" ("Normal"). Во время ориентирования приборы находились в руках на уровне груди.

В автобусе я сидел у окна и расположил навигаторы рядом со стеклом. Приборы с трудом установили связь со спутниками (сначала GPS 76, потом eTrex и, наконец, Geko). Когда мы выехали за пределы Москвы, и горизонт очистился от высотных домов, прием, поначалу неуверенный и слабый, стал заметно лучше. Однако автобусная крыша определенно играла роль экрана.

На открытых местах, в поле, на вершине холма, словом, везде, где есть хороший прием спутникового сигнала, в показаниях приборов не было причин сомневаться. Garmin'ы работали уверенно. Стоило нам войти под полог лиственного леса – и они начали бороться за сигнал. Сделать однозначный вывод о сравнительной чувствительности приборов я не могу. То кажется, что Geko 201 справляется со своей задачей чуть хуже, чем его собратья; но вот мы прошли дальше по просеке – и GPS 76 уступил ему, потеряв три спутника из четырех. Дважды GPS 76 опережал "потерявшийся" eTrex, но в остальных случаях либо держался наравне, либо уступал желтому ветерану. Опровергая расхожее мнение "новые модели всегда лучше старых", eTrex "цеплялся" за спутники, по крайней мере, не хуже, чем GPS 76. В отличие от eTrex и Geko, у навигаторов серии 72/76 рабочее положение – вертикальное (из-за конструкции антенны). Поэтому мы были вправе ожидать, что, например, висящие на шее GPS 76 и Geko 201 будут вести себя по-разному. Однако, вопреки ожиданиям, GPS 76 не продемонстрировал явное превосходство. Зато мне понравилась способность этого навигатора издавать звуковой сигнал при потере спутников. На маршруте нередко бывает, что приходится отвлекаться от экрана GPS на обход какого-нибудь препятствия, чтобы взглянуть на карту, измерить азимут по компасу, и так далее. Если в это время навигатор, лишившись хозяйского внимания, тихо "потеряет" спутники, это может пройти незаметно. Когда настанет пора ориентироваться по GPS, окажется, что из-за густой листвы и хвои сигнал поймать практически невозможно. GPS 76, оказавшись не у дел, сразу пищит, словно тормошит владельца: "Куда ты идешь, несчастный? Мы потерялись!"

Я имел возможность сравнить чувствительность и точность трех наших навигаторов с Garmin eTrex Venture и навигатором на Compact Flash (чипсет Nemerix) в связке с КПК. Они держались наравне с нашими подопечными. Удалось сравнить традиционное решение Garmin с навигаторами на чипе SirfStar III (который, по слухам, отличается более высокой чувствительностью), но об этом мы расскажем в отдельной статье.

Кроме подмосковных вылазок, навигаторы были опробованы в восьмидневном горно-пешеходном походе по хребту Ергаки (Западный Саян). Рассмотренные задачи:

  • Отрисовка трека при движении по тропе и сравнение его с имевшимся в распоряжении группы треком, снятым ранее при помощи другого навигатора.
  • Поиск двух геокэшерских тайников: один мы искали впервые, другой закладывали сами двумя годами раньше и просто сверяли координаты.
  • Закладка нового тайника.
  • Выход к ориентиру с заранее известными координатами.

Тестирование не принесло сюрпризов. Навигаторы честно выполнили все порученные им задания, а на одном из тайников с их помощью мы перемерили и уточнили координаты, ранее снятые Gamin eTrex с небольшой ошибкой в широте. Последнее, впрочем, трудно считать безусловным недостатком eTrex и преимуществом GPS 76 и Geko, так как условия измерений были далеки от идеальных (площадка у каменной стены, обрамленная высокими кедрами), и, по всей вероятности, первоначальная погрешность была внесена не прибором, а оператором.

Под сильным таежным дождем мы шли с GPS 76. Дождь оказался прибору нипочем. Собственно, ничего другого мы и не ожидали: навигаторы Garmin никогда не подводили нас в смысле защиты от воды.

Отображение крупных населенных пунктов на экране GPS 76 представляет ограниченный интерес для перемещений на транспорте на большое расстояние и не дает точных результатов. Наш автобус давно въехал в городскую черту Новосибирска, а прибор настаивал, что до цели еще 2 километра. Видимо, имелась ввиду какая-то "средняя" точка внутри города. (Проверить, что же это за магическая точка, мы не имели возможности). Любопытно, что показывает прибор при подъезде к "вытянутым" городам, таким, как Волгоград?

На этом я завершаю обзорное тестирование трех GPS-навигаторов фирмы Garmin начального уровня для туристских и геокэшерских целей.

Общие выводы

 

Все Garmin'ы начального уровня лишены "наворотов" своих старших братьев: цветных экранов, возможности закачки карт, магнитного компаса, барометрического альтиметра. Считать ли это недостатком? Нет, если учитывать их стоимость. Для людей с ограниченным бюджетом, которые ценят, прежде всего, такие качества снаряжения, как практичность, простоту и время автономной работы, сравнительно высокая цена приборов с цветным экраном может показаться неоправданной. Барометрический альтиметр нужен далеко не всем: даже в гористой местности чаще всего хватает определения высоты по спутникам, а на равнине и подавно. Магнитный компас потребляет энергию и требует калибровки. Кроме того, компас легко приобрести как отдельный прибор, дешевый и неприхотливый, доступный в любой момент без дополнительного питания. Строго говоря, компас входит в комплект снаряжения всякого серьезного туриста и геокэшера. Судите сами, нужно ли платить деньги за дополнительный компас, встроенный в GPS-навигатор. А вот с поддержкой карт не все так просто. Эта функция относит нас к рассмотрению приборов другого функционального уровня и другого ценового диапазона. Там проявляется разница в сферах применения (например, между туризмом и геокэшингом). Мы рассмотрим "картографические" Garmin'ы в другой статье. Сейчас достаточно сказать, что и навигаторы начального уровня (без поддержки электронных карт) можно с успехом использовать для решения задач при ориентировании на местности. Особенно если хозяин прибора обладает хорошей бумажной картой.

Желтый Garmin eTrex – замечательный навигатор с базовыми возможностями, по-прежнему весьма удачный выбор для туриста и геокэшера. Он удобен в управлении, хорошо лежит в руке, долго "живет" от одного комплекта батареек. Из всех рассматриваемых приборов eTrex – самый доступный по цене. Его плюсы перекрывают немногочисленные (для навигаторов этого класса) минусы. Больше всего в eTrex не хватает, пожалуй, возможности прокрутки экрана. При покупке желтого eTrex следует выбирать прибор с третьей версией прошивки. Она увеличивает число маршрутов с 1 до 20, а емкость путевого журнала – с 500 до 10000 точек, иными словами, приближает eTrex по свойствам к Geko 201. (Имейте ввиду, что приборы со второй версией прошивки нельзя обновить до третьей версии).

 

Geko 201 – уменьшенный аналог eTrex. У них много общих черт, начиная с логики управления меню и заканчивая разъемом для подключения к компьютеру. Geko подойдет людям, которые ценят миниатюрность и малый вес, но готовы поступиться временем работы от батарей и размерами экрана.

GPS 72/76 меньше подходит для пешего и горного туризма, а также геокэшинга. Главными его недостатками являются большие размеры и вес. По своим функциям это все-таки прибор, ориентированный на использование на воде, и его преимущества могут оценить туристы-водники.

В целом GPS-навигаторы начального уровня фирмы Garmin выглядят как весьма достойные приборы, честно выполняющие возложенные на них задачи. Если вы – охотник, рыбак, турист, или вы просто любите время от времени вырваться из душного и шумного мегаполиса на природу, а может, не прочь с интересом провести выходные, занявшись поиском сокровищ (геокэшингом), обратите внимание на GPS-навигатор – прибор, который в самых трудных условиях поможет своему хозяину не сбиться с маршрута.


Автор благодарит туристов и геокэшеров Андрея Мамохина ("Andy16"), Светлану Дьячкову ("Sana_H"), Александра Фетисова ("Железнодорожник"), Иннокентия Уханова ("Kesha&Ko"), Алексея Иванова ("RN3AU"), Владлена Михайлина ("Vladlen") и Тараса Профатилова ("Bender") за помощь при подготовке статьи, а компанию "Navicom" – за предоставленные для тестирования навигаторы Geko 201 и GPS 76.

Перепечатка этой статьи допускается только с разрешения автора, с указанием авторства и адреса e-mail и без изменений в тексте. (Файлы статьи в архиве zip).